НовостиОписаниеИстория
Статья 2. Черноморский флот 22 июня 1941 года

Советская морская пехота в боевых действиях на Черном море 1941-1944 гг.
Автор: Александр Зорич.

К началу войны Черноморский флот (ЧФ) составлял одно из крупнейших оперативных объединений РККФ — Рабоче-Крестьянского Красного Флота СССР. По своим боевым возможностям он считался вторым после Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), а по некоторым отдельным показателям — например, количеству крейсеров — находился на первом месте.

Краткие данные по боевому составу ЧФ таковы:

  • Линкоров — 1
  • Крейсеров — 6
  • Лидеров эсминцев — 3
  • Эскадренных миноносцев — 13
  • Сторожевых кораблей — 2
  • Подводных лодок — 62
  • Минных заградителей — 3
  • Канонерских лодок — 4
  • Торпедных катеров — 48

ЧФ был сильнейшим флотом на Черном море. Военно-морские силы других стран региона — Болгарии, Турции и Румынии — значительно уступали ему как качественно, так и количественно. Также следует напомнить, что Германия к 22 июня 1941 года не имела прямого выхода к Черному морю и по этой причине ее боевые корабли и катера на данном театре в начале войны отсутствовали.

Однако, хотя ЧФ и был сильнейшим флотом на Черном море, не следует думать, что он был действительно мощным, современным флотом «по гамбургскому счету», в сравнении с военно-морскими силами ведущих держав того времени.

Оставив за скобками Японию и США, чьи линкоры и авианосцы никак не могли появиться на Черном море в 1930-х г.г., следует указать, что в тридцатые годы прошлого века имелись как минимум два стратегических «призрака», которые всерьез (и вполне оправданно) беспокоили наших моряков-черноморцев. Первый «призрак» был спроецирован на Черноморский морской театр недружественной политикой Франции и Великобритании. Второй «призрак» был обусловлен агрессивными действиями фашистской Италии в Средиземноморском регионе и в Восточной Африке.

Напомним, что Италия, во-первых, с 1936 года вела колониальную войну, направленную на полное завоевание Эфиопии. Во-вторых, она активно помогала франкистам во время Гражданской войны в Испании — в том числе и посылкой войск. Наконец, в-третьих, Италия имела интерес к территориальным приобретениям за счет многих государств Средиземноморья — Франции, Албании, Югославии, Греции, Турции. (И, отметим, благодаря успехам германской военной машины, начиная с мая 1940 года Италия вполне благополучно почти все запланированные захваты осуществила).

Все эти итальянские демарши в Европе и Африке, а также английская и французская военная активность в Средиземном море, на Ближнем и Среднем Востоке, само собой, настораживали советское военное руководство. И лично И.В.Сталину, и Генштабу, и Главному Морскому Штабу РККФ приходилось учитывать различные варианты возможной агрессии против регионов СССР, примыкающих к Черному морю — Одесской области, Крыма, Кубани, портов Кавказа. Исторические примеры — например, Крымская война 1853-1856 гг. — показывали, что мощные, хорошо подготовленные флоты Англии и Франции, имея господство на море, в состоянии роковым образом влиять на ход боевых действий на суше.

По этой причине приходилось считаться в частности и с возможностью прохода через Дарданеллы и Босфор крупных итальянских или англо-французских военно-морских соединений. Перед лицом этих соединений, в которые могли быть включены, в числе прочего, весьма совершенные для своего времени тяжелые крейсера и линкоры (а со стороны Великобритании также и авианосцы) надводные силы Черноморского флота выглядели бледно.

Однако же, спустить флаг перед врагом, сдать Севастополь или Одессу никто не собирался. Флотам первоклассных морских держав СССР готовился дать асимметричный ответ. А именно: выставить на позиции десятки подводных лодок, прикрыть свои базы мощными минными заграждениями, сковать действия противника в прибрежной зоне широким использованием авиации и торпедных катеров. В силу этого строительство ЧФ (как, заметим, и других советских флотов) велось в первую очередь в направлении наращивания скрытных ударных средств — подводных лодок — а также относительно дешевых, но, как полагали, смертоносных торпедных катеров. Параллельно с этим большие усилия прикладывали к созданию мощной морской авиации и береговой артиллерии.

Таким образом, советская военно-морская доктрина была в полном смысле слова оборонительной. Советские флоты — в том числе Черноморский — готовились иметь дело с превосходящими надводными силами европейских держав, с быстроходными линкорами и крейсерами, окруженными сворами эскадренных миноносцев. Никто и не мечтал разгромить их скромными наличными силами в классическом эскадренном сражении. Задача ставилась — отбиться, отогнать неприятеля от своих баз, портов и других стратегически важных объектов на побережье, отразить десанты противника.

Вот почему, если РККФ в 1930-х годах и планировал в некоторых объемах проведение десантных операций с целью содействия операциям сухопутной армии на приморском фланге, у нас нет серьезных оснований утверждать, что советский флот всерьез к десантным операциям готовился. Специальные десантные корабли не строились. Специальные штурмовые десантные части не создавались. Не было и четкой концепции кораблей артиллерийской поддержки десанта, а сами корабли подобного назначения — не проектировались.

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что и ведущие морские державы, вступившие во Вторую Мировую войну за два года до СССР, в 1939-1940 гг. либо располагали специальными десантными кораблями в мизерных количествах, либо не имели их вовсе.

В частности, очень больно ударило это обстоятельство по германским ВМС. Высадку штурмовых частей десанта в ходе Норвежской операции в апреле-мае 1940 года немцам пришлось возложить на плечи боевых кораблей — крейсеров, эсминцев, миноносцев, тральщиков — которые при этом понесли тяжелые потери. Затем, обнаружив свои победоносные танковые дивизии на берегу Ла-Манша, едва ли не в прямой видимости английских берегов, германское командование было вынуждено в великом унынии констатировать, что переправить свои танки на Остров им попросту не на чем.

Выводы были сделаны. Спустя полгода-год различные, подчас довольно оригинальные, десантные суда у немцев появились, но момент был безнадежно упущен. Десантная операция «Морской Лев» — высадка в Англии — так и не состоялась.

Подведем краткие итоги:

  • 1. На начало войны ЧФ был мощным и многочисленным флотом, способным справиться с морскими силами любого соседа по Черному морю.
  • 2. При этом на ЧФ имелось впечатляющее количество подводных лодок, но вот десантных кораблей специальной постройки не было совсем.
  • 3. ЧФ располагал достаточно многочисленными воздушными силами, в которых, к сожалению, отсутствовали пикирующие бомбардировщики и экипажи к ним, подготовленные к нанесению ударов по морским целям.
  • 4. На начало войны Черноморский флот не имел специальных десантных частей, то есть собственно морская пехота как специальный род войск в составе флота отсутствовала.